29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

В Петропавловске первые маёвки прошли при участии Валериана Куйбышева

День международной солидарности трудящихся всего мира у нас теперь называется Днем единства народа Казахстана. Впрочем, в народе чаще слышатся поздравление с праздником весны, тепла, радости, дружбы, любви. Все это, конечно, входит в понятие «праздник», настолько любимый не одним поколением казахстанцев, что мало кто вспоминает о его происхождении.

Надо помнить свою историю и знать происхождение такой славной традиции. Тем более, что она и в самом деле имеет мировое значение и распространение.

Начало празднованию 1 Мая как Дня труда положили демонстрации рабочих и столкновения с полицией в США в конце ХIХ века. Некоторые давно забыли или никогда не знали, что он ведет свое начало от трагического события в конце XIX века в Чикаго. Всего сто с небольшим лет назад Америка была мало похожа на страну «американской мечты». В 1880 году средняя стоимость жизни составляла 720 долларов в год, а годовая средняя зарплата рабочих в промышленности была около 300 долларов в год. При этом средний рабочий день составлял 11-12 часов, а нередко и все 15. Каждый шестой ребенок работал в промышленности, получая половину зарплаты взрослого за одинаковую работу. Что такое охрана труда никто не знал. Здравоохранение было мало доступна простым людям.

Когда рабочие пытались протестовать, мирные шествия, просьбы, петиции вызывали только раздражения и ненависть сильных мира всего. Как писал американский историк Ф. Фонер: «Для отрядов конной полиции или для пеших полицейских, когда они шли сомкнутых строем, стало излюбленным занятием разгонять при помощи дубинок любое скопление рабочих. Дубинка была «беспристрастным» орудием: она одинаково избивала мужчин, женщин, детей и глазеющих лавочников». В ответ стали возникать вооруженные группы для охраны рабочих от нападения полиции и войск. Первая такая группа была создана чикагскими анархистами в 1875 году.

Партия анархистов тогда во всем мире имела своих приверженцев. Это были деятельные и энергичные люди. Но они отвергали всякую власть. Примерно так, как наши форумчане, которые частенько предлагают разогнать депутатов и вообще ликвидировать любую власть. Тогда мир организуется сам по себе. Именно эта партия, одна из многих в Чикаго, проповедовала полное уничтожение системы насилия и эксплуатации и имела огромное влияние на рабочих Чикаго.

В 1884 году Федерация профсоюзов приняла резолюцию: с 1 мая 1886 работать не больше 8 часов; установить эту продолжительность рабочего дня явочным порядком и добиваться ее признания всеобщей забастовкой. 1 мая 1886 года социалистические, коммунистические и анархические организации устроили митинги и демонстрации в нескольких городах США и Канады. На улицы пролетарского города Чикаго вышло около 40 000 недовольных своим положением рабочих.

На следующий день один из ведущих заводов уволил более 1000 работников. Ставшие безработными люди устроили еще одну демонстрацию — у ворот завода их разогнала полиция.

Анархисты бросили в стражей закона бомбу — в ответ раздалась стрельба. Десятки людей были ранены, а несколько забастовщиков убиты. В ходе последовавших за этим новых акций протеста было убито еще, по некоторым данным, до пятидесяти человек. Начались расправы с забастовщиками. За организацию митинга четверо рабочих были приговорены к казни. Вот в их-то память Парижский конгресс II Интернационала в июле 1889 объявил 1 мая Днём солидарности рабочих всего мира и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями. Никакой политики тогда и не предполагалось. Но жизнь внесла в решения II Интернационала свои поправки. Политические требования на митингах зазвучали во многих странах, а с 1890 года и на территории Российской империи. С 1897 года маевки стали носить политический характер и сопровождаться массовыми демонстрациями. История праздника 1 Мая в России связана с революционными событиями.

Вот как это было в Петропавловске, где первые маёвки были проведены рабочими- железнодорожниками при активном участии Валериана Владимировича Куйбышева. Недавно исключенный за распространение марксистской литературы из Санкт-Петербургской военно-медицинской академии, 18-летний революционер был сослан в Омск под надзор родителей, но продолжал активно участвовать в деятельности местной социал-демократической организации во многих сибирских городах.


Слесарь Петропавловского паровозного депо П.И. Трубицын, участник маёвки 1906 года, вспоминал: «Когда я приехал в Петропавловск, среди рабочих депо уже шла подготовка к 1 Мая. Листовок тогда не было, но среди рабочих члены РСДРП — Татаренков, Кузнецов, Пиотровский и другие — разъясняли о приближении 1 Мая, говорили, что надо нам обязательно праздновать 1 Мая… ». Смотрим, сидят рабочие с женами небольшими кружками, всего человек 150—200 было. Некоторые рабочие пришли на маевку с провизией и выпивкой. Раздавались песни, слышался веселый, хмельной шум.

Придя к оврагу, мы сразу стали как свои. Рабочие Дедов, Пиотровский, Мясоедов очень тепло и радушно приняли нас в свою компанию. Через полчаса к нам подошел в моих летах (лет 18) еще один товарищ. Он запросто со всеми поздоровался. Увидев нас с Кузнецовым, он спросил у Дедова, что мы за люди, и узнав, что мы только что поступили в депо и работаем слесарями, он, не теряя времени, сразу же перевел разговор на тему о праздновании 1 Мая, пожурил Дедова и Пиотровского за то, что некоторые рабочие взяли с собой вина и изрядно подвыпили, дал нам задание собрать всех в одно место. Разделившись по группам, мы собрали всех рабочих, пришедших на маевку, в одно место, по направлению к озеру Пестрому, в овраге… В сборе рабочих принял участие и т. Куйбышев, но фамилии его я не знал, среди рабочих его просто называли «наш товарищ».

Тов. Куйбышев сначала поздравил нас всех с 1 Мая, международным днем трудящихся, а после, в течение двух часов, он нам подробно рассказывал о значении 1 Мая и задачах рабочих в борьбе с царским самодержавием.

Помню, т. Куйбышев пристыдил нас за то, что мы не организовали первомайскую демонстрацию: «Вот вы, рабочие железнодорожного транспорта, являетесь основным костяком в Петропавловске,— говорил т. Куйбышев,— а сегодня, вместо того, чтобы демонстрировать свою силу, свой протест, разбрелись по кучкам. Если так будут встречать 1 Мая все рабочие, то мы не завершим того, что начали в 1905 г.»

Эта беседа т. Куйбышева подняла в нас революционный дух. Скажу про себя: мне никогда еще не приходилось встречаться с таким человеком, который так прямо и ясно мог рассказать о задачах рабочего класса, о всей подлости царского самодержавия».


После своего выступления т. Куйбышев долго еще беседовал с нами, рассказывал, с чего и как начать работу среди рабочих железнодорожников. Нам, молодежи, он дал задание подготовить вторую маевку-массовку. Все ребята почувствовали себя очень неловко. Видно, что каждое слово Валериана Владимировича задевало за самое сердце. Тут же договорились провести маевку второй раз. Собраться в следующее воскресенье, числа 8—9-го.

На другой день в цехе среди рабочих пошел разговор насчет новой маевки. Кое-кто из стариков услышал, как нас отчитал «наш товарищ». Они смеялись над нами: «Здорово, говорят, вам попало».

Вторая массовка прошла более организованно. «Утром 9 мая в лесочке у озера Пестрого собралось человек 400 рабочих. Здесь были не только деповские рабочие. Кроме железнодорожников, было много и городских рабочих. Открылось собрание. С речью выступил Валериан Владимирович. На этом собрании т. Куйбышев рассказал нам о значении 1 Мая и профсоюзов и поставил перед нами задачу организовать в депо профсоюз, чтобы рабочие были организованы и являлись могучей силой.

После собрания все участники маевки решили пройти колонной с пением «Марсельезы» по городскому леску, где в это время находилось много жителей Петропавловска.

Знамени у нас не было. Мы выстроились и с пением «Марсельезы» направились через поляну. Пели не только «Марсельезу», но и другие революционные песни: «Сотни лет спала Россия», «Вздумал Трепов царю угодить». Валериан Владимирович шел в середине колонны.

Когда мы шли в городской лес, на нас набросилась куча черносотенцев. Завязалась рукопашная схватка. Мы оборонялись кто чем мог, но оружия ни с той, ни с другой стороны в ход не пускали. Несмотря на свалку, мы прошли лес и оттуда направились в депо…».

Маевка 1907 г. прошла очень хорошо. Рабочие собрались дружно в городском саду. Организаторы маевки ухитрились напоить даже пристава.

С пением революционных песен, с красными флажками (флажки взяли сигнальные, чтобы не придрались) мы прошли с пением революционных песен по всему парку, выбросили даже лозунг «Да здравствует 1 Мая!». К нам присоединилось много городских. Демонстранты прошли по террасе-ресторану. Пристав Дорофеев сидел пьяный и даже что-то напевал, когда мы проходили мимо него с пением «Марсельезы». В саду были тысячи народу. Они видели нашу демонстрацию. Много городских примкнуло к демонстрации. Тысячи людей демонстрировали свою силу и свой гнев против царизма.

Пока полицейские расталкивали (они стояли около пристава, боясь, видимо, как бы ему не досталось от демонстрантов) своего пьяного начальника, мы все вышли из сада и разошлись по домам».

Это было в 1907 году – в конце Первой русской революции, о значении и результатах которой до сих пор спорят наши историки. Большинство из них все-таки считает, что она решила первую задачу в преобразовании общества, изменив политическую ситуацию в стране и социальное положение граждан.

Совершенно свободно первая майская демонстрация впервые в стране прошла в 1917 году.

С тех пор много воды утекло и многое изменилось. Даже название праздника. В суверенном Казахстане Первомай праздновался как День солидарности трудящихся недолго – всего лет пять. 18 октября 1995 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ об объявлении 1 мая Днём единства народа Казахстана. Ведь сохранение межнационального и межрелигиозного согласия является одним из главных приоритетов казахстанской политики. Глава государства в ходе очередной сессии Ассамблеи народа Казахстана еще раз призвал казахстанцев к сплоченности и единству.

— Я знаю, что есть моменты, которые мы допускаем в бытовой жизни в других местах. Есть недовольные. Надо быть чуткими. У нас в Конституции прописано, что ни один закон, который ущемляет права хоть одного человека в Казахстане, не имеет силу закона. Надо следить и выполнять Конституцию. У нас все есть для того, чтобы каждый чувствовал себя комфортно в Казахстане — на своей Родине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *