29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Северная колыбельная

На территории историко-краеведческого музея рос вековой тополь редкой, немецкой породы. Из-за сильных ветров дерево покосилось и представляло угрозу зданию. Известный в нашем городе скульптор Константин Чайка подарил тополю вторую жизнь в виде влюблённой парочки.
Все вы не раз прогуливаясь по центральной улице нашего города, любовались этой композицией, которая получила название «Под зонтом». Эта и многие другие скульптуры украшают наш город, добавляя ему оригинальности. Скульптуры окрашены в бронзовый цвет, меня-то этот цвет и заставил подумать, что выполнены статуи из метала, ан нет, это простое дерево, вернее, не совсем простое…
Дар свыше
Константин, резчик по дереву, занимается скульптурой с 1990 года, в детстве это начиналось как хобби, и лишь с годами мастерство приобрело профессиональный характер. С 2006 года по сегодняшний день работает в Петропавловске, занимается садово-парко-вой, городской, жанровой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладной пластикой. В его руках оживает всё: и гипс, и бетон, и лёд. Преобразить кусок дерева или льда — это поистине божий дар, которым нужно делиться с окружающими. Вот, Константин и делится. Его труды уже видели в Москве, Перми, Новосибирске и многих других городах.
По интернету скульптор узнаёт о конкурсах и фестивалях на выполнение лучшей скульптуры, заполняет заявку, отправляет эскизы и ждёт ответного приглашения, ну а то, в свою очередь, не заставляет себя ждать. Так Константин и попал на 4 Международный фестиваль-конкурс парковой скульптуры «Легенды Севера», который проходил с 27 августа по 4 сентября Салехарде. Всего в конкурсе приняли участие 16 скульпторов, приехавших со всего света, были представители и Германии, и Индии, и Исландии, и России, от Казахстана выступал наш земляк Константин Чайка.
В сжатые сроки, всего 9 дней, когда в идеале работа над скульптурой длится месяц, народные умельцы должны были воплотить свои эскизы в реальность. Константин трудился над композицией «Северная колыбельная». Это образ собирательный, цель изображения которого — вызвать ассоциацию колыбельной, человек, посмотрев на скульптуру, должен был вспомнить свою колыбельную, песню или сказку.
— Восприятие мира каждого человека начинается с матери, с её колыбельной, которую она когда–то пела. Эта первая легенда в нашей жизни, — говорит скульптор.
Самое сложное — идея
Идея — самый интересный и самый сложный этап в работе со скульптурой, дальше начинается обрубовка — это грубая работа, когда убирают всё лишнее, ну а затем уже начинается кропотливый труд с деталями. У каждого мастера есть свои собственные инструменты — это бензопилы, рубанки, болгарки, топоры и стамески. На фестиваль участники привезли лишь самый нужный и компактный инструмент, а бензопилами, например, мастеров снабжала принимающая сторона. Кстати, организаторы конкурса помогали с уборкой территории и точением инструмента, время, выделенное на конкурс, ценилось на вес золота, каждая минута была дорога.
— Дух соперничества на фестивале, конечно же, был, но всё же мы помогали друг другу, — рассказывает Константин.
Участники помогали переворачивать, поднимать и опускать бревна, а габариты брёвен впечатляют, только композиция «Северная колыбельная» достигла высоты 3,5 метра! Представитель Германии и вовсе работал вручную, его главным инструментом был топор, а современными средствами он не пользовался. Сила, упорство и несомненное мастерство были доминирующими качествами соперников. «Уровень фестивалей с каждым годом всё сильней», — отмечает Константин.
По истечению срока конкурса готовые скульптуры расставляли по городу Салехарду. Установка бревна проходила в сопровождении одной из северных легенд: в яму участники кидали серебро, монету. На поверхности серебра стало гораздо больше, чем в недрах земли, и легенда гласит: откуда взял, туда и нужно вернуть, таким образом, умельцы вернули земле не только дерево, но и кусочек серебра.
Ну и, конечно же, не обошлось без выбора лучших работ. В жюри были художники, заслуженные деятели культуры Ямало-Ненецкого автономного округа. Первое место присудили Москве с композицией «Танец на краю земли», второе место досталось представителю из города Ноябрьск, это на крайнем севере, на третьем месте расположилась Индия с композицией «Спонтанность». Ну а нашего земляка оценили в номинации «Зрительские симпатии».
Одобрение людей ценится гораздо больше, чем первое место, считает автор композиции. Каждому участнику выдавали дипломы, выполненные на деревянных дощечках.
Ледовых дел мастер
Подобные фестивали для Константина не редкость. К примеру, в 2008 году он участвовал в фестивале ледовой скульптуры «И лёд, и снег, и пламень», который проводился в Перми, на этом конкурсе Константин занял 3 место. В Новосибирске в фестивале «Сибирский хрусталь» Константин Чайка получил приз за оригинальность. Лёд, по словам скульптора, самый сказочный, живой, благородный, но, к сожалению, не долгоживущий материал.
Работа со льдом требует специальной подготовки, к примеру, необходимо несколько пар перчаток, которые не мокнут. Дело в том, что перчатки быстро становятся комом и впоследствии ломаются. Для детальной работы со льдом также необходимы стамески, причём, чем их больше, тем выше качество нюансов и штрихов. От такой кропотливой работы зависит подача образа, а изюминка обязана быть в каждой работе. К сожалению, в нашем городе Константин ещё ничего не делал изо льда, но в ближайшее время он побалует жителей своей работой.
Петропавловцы уже сейчас могут лицезреть совместные работы Константина и других авторов, выполненные из бетона в Парке Победы, ботаническом саду. Совсем скоро творения Константина Чайки появятся на площади возле торгового дома «Фрегат», именно над её украшением и трудится сейчас мастер.
Наталья АИТОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *