29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Поедем, красотка, в Боровое!

«Боровое, как лучший в Великой Сибири курорт по живописности и климатическим условиям, постепенно завоевывает симпатии даже за пределами Сибири». Так оценивал известный томский фотограф В. Л. Александров нашу «Швейцарию» ещё в 1912 году, т.е. через пару лет после открытия курорта в своей книжице «Жемчужина Сибири».


Иллюстрированный путеводитель по Боровому». А он знал, о чем говорил, этот фотохудожник, «удостоенный серебряной медали на первой Омской Западно-Сибирской сельскохозяйственной и промышленной выставке 1911 года за фотографические виды Борового». Мастер светописи десять летних сезонов проводил в путешествиях по красотам курорта и не переставал восхищаться сосновым бором, горами и озёрами – небольшим оазисом, всего 20 верст в округе, посреди ровной степи.
Очень красочно описаны в книжице эти самые красоты, совсем мало изменившиеся за более чем сто лет. В маленькой, чуть больше ладони, книжице кратко описаны флора, фауна и полезные ископаемые, «разведанные в Кокчетавском уезде». Тут были найдены и цветные металлы, и поделочные полудрагоценные камни, и различные стройматериалы. Оказывается, на озере Чебачьем находилось несколько золотых приисков, на которых «примитивным старательским способом намывалось небольшое количество золота». Видимо, об этих приисках упоминает в воспоминаниях фантаст А. Казанцев. Якобы они принадлежали его деду — петропавловскому купцу Григорию Ивановичу, но из-за малой доходности были им брошены.
«Путеводитель» напоминает маленькую диссертацию об уже известном курорте. Туда с середины 19 века с разных концов огромного края приезжали лечиться «прозрачным воздухом и кристально чистой водой» больные туберкулезом, бронхитами и другими легочными недугами. Он открылся в 1911 году, и уже в первый год на курорте побывало около 800 человек. Хотя в Европе тогда было известно, что бич того времени туберкулез, или чахотка, — инфекционное заболевание, но до открытия антибиотиков было полвека, иного лечения доктора не знали и рекомендовали обреченным больным климатические курорты, минеральную воду, кумыс. Но не каждый мог позволить себе поездку в Швейцарию и даже в Крым, поэтому в каждом регионе находили свою «жемчужину природы», свою Швейцарию, чтобы если и не вылечить больных, то хотя бы поддержать их усиленным питанием и «кристально чистым воздухом, напоенным запахом сосны и можжевельника, и купанием в прозрачных водах озер».
В.П. Александров наполнил свой «Путеводитель по Сибирской Швейцарии» такими подробными советами, что, кажется, и сегодня можно легко добраться до Борового от Томска, Омска и Петропавловска, следуя его указаниям. Оказывается, нужно только дать объявление в одной из местных газет, что ищете попутчика, договориться с ним, почтой заказать номера или комнаты у мещан в городах, где придется ночевать, наполнить чемоданы или саквояжи необходимыми в пути и для жизни на курорте вещами. Обязательно следует запастить светлыми чесучовыми костюмами, бельем, фуфайками для занятий спортом «желательно, в двух экземплярах, чтобы, промокнув или вспотев в пути, было во что переодеться». Автор советует использовать сандалии на манер древнегреческих и носить их без носков. (Вот, оказывается, откуда взят этот тренд, усиленно рекомендуемый нынче телеведущими «Модного приговора,» — из 1912 года!). Для дождливых дней будущий курортник должен запастись прорезиненным плащом с капюшоном и сапогами.
До Петропавловска путешественники легко добирались поездом по новенькому Транссибу. А вот дальше! Придется, переночевав, к примеру, в гостинице «Европейской» или «в нумерах» купца Назарова, а может, в снятой комнатке в домике у вокзала, ехать в центр города к зданию почты и там нанять четырехкопытное «такси» по 2 коп. с версты за каждую лошадь. Можно поторговаться с «водителем» — и вперёд! До Кокчетава всего 240 верст – считайте сами, во сколько вам обойдется поездка до курорта на перекладных.
Можно нанять и вольного ямщика, но такая поездка будет дороже – по 5 коп. с лошади за каждую версту. Зато не надо будет в пути перекладывать багаж с одного экипажа на другой.
Это расстояние можно проехать за полтора — два дня. Но это без учета остановок на кормление и отдых лошадей через каждые 20 верст. С ночевками на постоялых дворах можно плестись по степи суток пять и даже больше. Далее автор описывает почтовые станции и пикеты– 2-3 крошечных строения, стоящие в голой степи. Более крупных селений было всего два: Там можно попить чаю с пирогами, пока ямщики меняют усталых лошадей. Описания пути такие подробные, что кажется, как в изящной и грустной пушкинской повести «Станционный смотритель», вот–вот войдет в избушку красавец – гусар с черными усами, похитит прекрасную дочку станционного смотрителя и увезет ее в Петропавловск, в Омск или даже в далекий Томск. А что? Воровали же наши прапрадедушки жен в казахских аулах! А традиции – дело святое у всех народов.
Фотохудожник умолчал, были ли такие романтические происшествия в начале ХХ века, но Правила для проезжающих процитировал суровые. Они предупреждают путника, чего он не должен делать в пути. Главным образом, не требовать свежих лошадей, предназначенных для едущих по казенной надобности чиновников и военных, и не заставлять ямщика превышать скорость, чтобы не оказаться в канаве вместе с экипажем.

Кстати, об экипажах. На просторах Интернета разразилась дискуссия, приезжала ли примерно в то же самое время в Петропавловский уезд из Петербурга некая фрейлина Анна, чтобы проследить, как строится в переселенческом селе между Сергеевкой и Кустанаем «златоглавая» церковь. У нас ведь, если церковь, то обязательно «златоглавая», даже если это простая сельская церквушка, а не кремлевский храм, а если купчиха в коляске-плетенке куда-то проехала, то сочинят целый поезд из карет. Наши края, конечно, богаты мифами. Тут и злые ведьмы на метлах иногда летают, и белые верблюды-бура с батырами в полете сражаются, в честь чего Боровое превращается в Бурабай. Видимо, летают они в хорошую погоду, так как В.П. Александров предупреждает: не стоит пускаться в путь в дождь. Тогда даже «почтовый тракт, в сухую погоду крепкий и ровный, как асфальт, раскисает, а грязь так наматывается на колеса экипажей и на копыта лошадей». Тут и за пять суток до курортных мест не доберешься. Понятно, почему автор поместил информацию из газеты «Сиб. жизнь» от 23 июля 1913 года. В ней сообщалось: «Комиссией новых железных дорог признано желательным соорудить линию от г. Петропавловска до Кокчетава. Стоимость сооружения исчислена в сумме до 10 млн рублей. Недавно в П-Павловске организовалось О-во автомобильного движения до Борового. Рейсируют 3 автомобиля: легко-пассажирский, пассажирский и грузовой».
Технический прогресс так и рвался в наши степи. А пока поезда еще не пошли по Петрококу, а автомобили были редкостью, автор брошюры предлагал путешественникам альтернативный повозкам вариант — ехать от Петропавловска до курорта … на велосипеде. Двухколесный «быстроног» уже в ХIХ в. стал невероятно популярен на всех континентах.

И все-таки трудно представить себе такого вот оригинального спортсмена едущим по степным трактам на двух колёсах, а если еще в дождь, то в грязных сапогах и в стоящем коробом прорезиненном плаще с капюшоном. У опытного наставника В.Александрова и на это тут готов мудрый совет. Надо поставить велосипед в экипаж за спиной ямщика вверх колёсами на седло и руль, а рядом посадить слугу, чтобы держал машину за веревочку. Остальной багаж следует привязать в конце экипажа.
Не стану приводить все советы автора «Путеводителя» начинающим велотуристам. Среди них много ссылок на переводные книги немецких и французских велотренеров с расчетами расстояния, скорости езды и «крепости тела» спортсменов. Оказывается, проезд менее 10 км в день не оказывает «целебного действия на здоровье», а проезжать более 150- 200 верст вообще вредно, как и обильный обед и вино перед поездкой. Рекомендуется не брать в спутники молодых, которые обычно бурно рвутся вперед и горазды на всякие «кунсштюки на велосипедах. Последние должны быть строго воспрещаемы, коль скоро речь идет о лечебной езде». Категорически запретить!
Как положено в «научных трудах», автор этой «диссертации» стремится как можно больше рассказать о замечательном уголке природы – курорте Боровом, о жизни, быте и развлечениях курортников и местного населения в начале ХХ века.
Оказывается, многие современные проблемы существовали и тогда. Даже решались они похожими на современные методами. Например, самозанятость населения, которой так обеспокоены отцы нашего города и области, рассасывалась «естественным путем». Без всяких усилий со стороны управления госимуществом, находившемся в Омске, к курорту летом самостоятельно прикочевывал казахский аул. В. Александров пишет: «На пастбищах рядом с Боровым летом живут в своих аулах кочевники. Они снабжают дачников прекрасным кумысом ковыльных степей, верховыми лошадьми и бараниной. Зимой коренное население откочевывает на большое расстояние от курорта. Но остаётся пришлое. В казачьем посёлке всего 15 домов, да неподалеку находятся три переселенческих села». Одно из них, Дорофеевка, тоже зарабатывает здесь же — «снабжает курортников, великолепными молочными продуктами: молоком, сливками, сметаной творогом».
Правда, казенных объектов мало: два бревенчатых барака, лечебница да две столовых. Но быстро развивается частный сектор. Строятся дачи для приезжих предпринимателей из Омска и Томска (о петропавловских сведений нет, но кто-то же покупал велосипеды и другое оборудование в магазине бр. Овсянниковых и Ганшина с С-ями!). Сдаются домики и комнаты в пределах курорта. Везде обслуживают приезжих местные жители. Даже мальчишкам из аула находится дело. Они сопровождают группы путешественников, отправляющихся в походы по достопримечательностям Борового. Отдыхающие идут пешком, а их вещи везет на телеге такой юный гид. Кому же, как не ему, знать, где проложены туристические тропы, устроены купальни, пляжи, детские площадки и, конечно же, кто и на каких условиях сдает жилье. Мальчишки даже продавали курортникам — дикарям сено для матрацев. Спать на мешке с сеном, пишет автор Путеводителя, «гораздо гигиеничнее, чем на чужом матраце». Парни постарше, как из аула, так и казачьих поселков и из сел типа Дорофеевки, зарабатывали, устраивая для курортников прогулки верхом на лошадях или в пролетках.
Все-таки горные и лесные тропы опасны для неопытных людей. Но как красивы сосновые боры, танцующий березовый лес, скалы, пещеры, острова! Каждой достопримечательности В. Александров посвящает отдельный очерк, проиллюстрированный собственными фотографиями. И, что интересно, автор дает названия объектов на русском и казахском языках. Заметим, это 1912 год! Никаких языковых комиссий и в помине нет, а местные жители двуязычны. Включены в тексты некоторые сказания и мифы казахского народа.
Например, легенды о летающем белом красавце – верблюде и о сотворении необыкновенной красоты Борового. Рассказывается о том, что Аллах, сотворив красоты всей Земли, забыл про наши края, а когда огорченные люди стали просить у Всевышнего, дать им кусочек благолепия, Создатель сжалился и вытряхнул из мешка остатки великолепия по необъятной степи. Так появились выразительные скалы, великие горы, по которым протекают журчащие ручейки, большие реки и украшают мир озера с кристальными водами. Великодушно своей ладонью рассыпал он богатые луга, усыпанные мелкими цветами и ароматными травами. «Воистину, озеро Боровое является самым поразительным краем, который расположился средь высоченных гор и безбрежных степей, с хрустально чистой водой в глубоких лазурных озерах».
Однако горы Борового не такие уж и «высоченные». Самой высокой точкой является Синяя гора (Синюха — по-русски, Кокшетау – по-казахски). Всего 947 метров, а Верблюжья — 847 метров. Есть еще Жеке-батыр (ранее известная пионерам как Спящий рыцарь). Эта сопка возвышается на 836 метров.
Как ни нахваливает автор Путеводителя красоты Борового, до начала ХХ века это было не очень благоустроенное место. «Немногих желающих отдохнуть в Боровом могли принять тесноватые избы станичников. К сожалению, здесь не имеется для приезжающих лечиться удобных помещений, нет постоянного врача, наконец, нельзя даже надеяться на дешевизну пищевых продуктов: продажа их находится в руках нескольких семей, и цены всегда выше, чем даже в больших городах края», — сетует автор статьи в «Полном географическом описании» (книга, содержащая эту статью, появилась в свет раньше Путеводителя Александрова — в 1903 году). Да разве могли приютить всех желающих отдохнуть и восстановить здоровье в Боровом два деревянных барака, выстроенные под летние дачи еще в 80-е годы 19 века отставным генералом Пахомовым? Впрочем, станица Щучинская считалась большой –примерно 400 казачьих и крестьянских дворов, более двух тысяч жителей. Станица считалась зажиточной: в ней было четыре лавки «с большим выбором товаров», церковь, мужская и женская школы, почтово-телеграфное отделение, частный и казенный склады земледельческих орудий, небольшие маслодельни, станичное управление и, что немаловажно и весьма существенно для этого края, лесничество. Но больше всего развитию курортного местечка препятствовала отдаленность железнодорожной дороги и неустроенность поселков, тянущихся от Петропавловска на добрые двести верст.
Но ведь не ради развлечения, катания на «целебных велосипедах» и прогулок вокруг озера на лошадях ехали сибиряки из Тобольска, Томска, Петропавловска, Акмолинска и Семипалатинска. Туберкулез –вот что заставляло людей переносить трудности дальней дороги. Они надеялись, что кумыс, чистый воздух и купание в прозрачных водах озер Борового излечит их от одного из самых опасных заболеваний. Санаторно-курортное лечение и усиленное питание и сейчас считается важным методом борьбы с опасным инфекционным заболеванием, а в описанное время курорт –единственное, что могло продлить жизнь больного. И то… Трое из четверых братьев Чеховых умерли в 30—40 лет от чахотки, а критик Н.Добролюбов ушел из жизни в 28 лет.
Конечно, те, кто побогаче, отправлялись в настоящую, а не в Сибирскую Швейцарию, в Германский Баден-Баден или, как Антон Павлович, годами жили в Крыму. Сибиряки среднего достатка ехали на кумыс в Боровое. Мы часто стонем по поводу урановых рудников на Жаман-сопке и Семипалатинского полигона, якобы являющихся основной причиной смертей казахстанцев от рака и сердечно-сосудистых заболеваний. Действительно, сейчас именно эти недуги занимают первое место в медицинских статотчетах. Но туберкулез уступил им печальное лидерство только потому, что в середине ХХ века ученые открыли антибиотики, а государство десятки лет бесплатно долечивало выздоровевших в туберкулезных санаториях. Были такие и в Боровом – для детей и взрослых.
И все же отставной генерал Пахомов верно предугадал курортное будущее Борового. С начала ХХ века в Российской империи, говоря по-нынешнему, была принята государственная программа борьбы с туберкулезом. Претворять ее в жизнь в Сибири был назначен энергичный омский чиновник — управляющий Земледелием и государственными имуществами Акмолинской и Семипалатинской губерний В. В. Барышевцев. Он и занялся благоустройством «красочного, но дикого уголка». По его предложению, первый частный санаторий с кумысолечебницей был открыт в Боровом в 1910 году доктором медицины Емельяновым. Вскоре начали открываться ведомственные санатории некоторых омских учреждений, были построены дороги к ним и туристические тропинки вдоль берега озера Боровое и по восточному склону Синюхи. Уже в 1913 году здесь поправили свое здоровье 2 тысячи человек. Позже был сооружен добротный мост через речку Громотуху. При строительстве этого моста и дороги использовались пленные австрийцы и венгры, которые попали в Сибирь и в казахские степи во время Первой Мировой войны и использовались в мирных целях.
Томский фотограф А.П.Александров запечатлел самое начало создания будущего популярного в Казахстане курорта и национального парка. Возможно, он получил заказ на Путеводитель от самого управляющего курортом как знаток Борового и известный мастер фотографии, совсем недавно награжденный за свои снимки Борового Серебряной медалью на первой сибирской выставке, о чем В. В. Барышевцев не мог не знать.
В 1920 году, уже при Советской власти, началось строительство железной дороги Петропавловск — Кокчетав, а в 1925 году она уже дошла до станции Курорт Боровое. С приходом железной дороги начинается быстрое развитие курорта. С 1927 года открывается санаторий «Бармашино» (в настоящее время — пансионат «Светлый») на берегу озера Щучье. С 1928 года на берегу речки Сары-Булак начинает работать дом отдыха «Воробьевка», названный так не в честь серенькой птички, а профессора – фтизиатра Воробьева, внесшего огромный вклад в развитие медицины. В 1934 году открылся детский санаторий на юго-восточном берегу озера Боровое.
Некоторые здравницы так и сохранили противотуберкулезное направление. Но на берегах озер были построены и обычные дома отдыха, и пионерские лагеря. Один из них принадлежал Казахской железной дороге (она часто меняла свое название и в то время была Карагандинской).

Летом 1951 года я тоже оказалась в этом пионерлагере среди примерно 300 детей железнодорожников из Акмолинска, Караганды, Атбасара, Джезказгана и с маленьких разъездов. Родителям путевки обошлись совсем недорого – примерно 120 дореформенный рублей, так как большую часть отдыха детей в то время оплачивал профсоюз. Конечно, девочек из степных городков и поселков сразу заворожили красоты Борового. Мы выучили все загадочные названия гор, островов и скал. Тут вам и Сфинкс, и Синюха, и Лысуха, и Спящий рыцарь. Конечно, нам не разрешалось карабкаться по скалам, а купаться, и правда, в хрустальной воде озера –упаси боже! За это вожатые грозили сразу отправить домой! Зато нас водили на экскурсии в ближайшие санатории и даже обещали поход на Синюху. Девчонки откуда-то узнали, что где-то неподалеку находится санаторий для детей, больных туберкулезом, и пугали друг друга, что там можно заразиться и умереть. Подозреваю, что эти страшилки были хитростью вожатых, уберегавших нас от опасных путешествий.

Да нам хватало прогулок по сосновому лесу, отдыха с книжками на нагретых солнцем камнях, сбора ягод и невиданных в наших степных местах грибов. Завораживала романтика прекрасной природы, пионерские костры на берегу озера, такого прозрачного, что видно было цветные камешки на дне и плавающих рыбок.
Мы жили в бревенчатых бараках, возможно, построенных до Первой Мировой войны по указанию расторопного омского чиновника В. В. Барышевцева. Они несколько стерлись из памяти, но навсегда остались впечатления о прекрасной природе Борового.
Сейчас Боровое – национальный парк «Бурабай» и модная зона отдыха. Что там есть, можно прочитать в современных буклетах и на сайтах.

Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *