29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Почему инвесторы опасаются вкладывать средства в Узбекистан?

Новости Узбекистана. Инвестиционная привлекательность той или иной страны в значительной мере зависит от многих факторов и критериев. Экономика Узбекистана показала устойчивость к глобальным финансовым переменам и кризису бушующем в Европе:

— высокий запас прочности бюджетной и внешнеэкономической сфер,

— низкая реакция на риски глобальных финансовых рынков,

— рост цен на многие экспортируемые Узбекистаном биржевые товары (золото, медь и газ),

— экономический подъем стран-партнеров Узбекистана, а также сохранившиеся государственные вливания защитили экономику Узбекистана и сыграли роль «подушки безопасности» от последствий мощного глобального кризиса.

В чем же основные особенности инвестиционной политики Узбекистана и на сколько страна интересна для инвесторов?

Особенности и суть инвестиционной политики Узбекистана

Инвестиционная политика Узбекистана мало чем отличается от проводимой практически всех стран СНГ, отметил эксперт по вопросам инвестиций лучшего проекта обучения форекс и биржевой торговли в Европе 2009-2012гг Академии Masterforex-V Евгений Ольховский: руководители практически всех без исключения государств на постсоветском пространстве видят своей главной стратегической задачей — модернизацию национальной экономики через привлечение в нее максимального количества частных и иностранных инвестиций. Об этом не раз говорили:

— экс-президент России Дмитрий Медведев и нынешний глава государства Владимир Путин,

— украинский лидер Виктор Янукович и его белорусский коллега Александр Лукашенко,

— президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и руководитель Таджикистана Эмомали Рахмон.

— не стал исключением и президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, который не раз высказывался о необходимости улучшения инвестклимата в стране и немало лично сделал для этого в правовом и политическом плане. Сейчас эта среднеазиатская республика позиционирует собственную экономику как один из самых перспективных в регионе объектов для инвестиций, в том числе и иностранных. Так ли это на самом деле?

Насколько Узбекистан может быть интересен для инвесторов?

Это чисто теоретический вопрос, поскольку все факторы, влияющие на инвестклимат в каждом конкретном случае определить и просчитать довольно непросто, но существует несколько вполне четких, научно выведенных позиций, к которым и стоит обратиться при анализе инвестиционной привлекательности Узбекистана.

1. Законодательная база, определяющая правовое поле для предпринимательства, защиты частной собственности и конкуренции. С этим в Узбекистане все в полном порядке. В стране принято множество законов, призванных способствовать развитию предпринимательства и инвестиционной деятельности. Среди них можно выделить:

• Закон «Об иностранных инвестициях»;

• Закон «Об инвестиционной деятельности»;

• Закон «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов»;

• Закон «О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг».

К ним нужно добавить целый ряд нормативно-правовых актов, принимаемых в форме решений Президента Республики Узбекистан и постановлений правительства. Так ежегодно выходит постановление главы государства «Об инвестиционной программе Республики Узбекистан на … год», в которой говориться о планах в проведении инвестиционных проектов и о новых изменениях в законодательстве, призванных этому поспособствовать.

Названные законы определяют целый ряд очень существенных налоговых льгот и других преференций, призванных способствовать привлечению частных и прямых иностранных инвестиций.

2. Создание инфраструктуры поддер­жки инвестиционного процесса. В этом отношении в Узбекистане тоже делаются вполне заметные шаги.Конечно, о принципе «единого окна» для предпринимателей говорить пока что рано, но законодательные акты, призванные помочь малому и среднему бизнесу принимаются регулярно. Только за последнее время (2011-2012 годы) вышли такие нормативные документы как:

— указ президента о дополнительных мерах по формированию максимальной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства;

— постановление президента «О мерах по устранению бюрократических барьеров и дальнейшему повышению свободы предпринимательской деятельности»;

— закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с сокращением проверок деятельности субъектов предпринимательства»;

— указ президента «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций»;

— закон «О семейном предпринимательстве».

Кроме того, в 2011 году был принят закон, направленный на снижение минимального требования к уставному капиталу вновь создаваемых субъектов предпринимательства. Кредитными организациями на финансовую поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства в том же 2011 году было выделено финансовых средств на сумму свыше 3,8 трлн. сумов.

3. Политическую стабильность. С одной стороны, с этим в стране, где власть не менялась последние двадцать лет, все в полном порядке. Но с другой стороны, именно указанное обстоятельство постоянно дает основание для западных СМИ и некоторых политических лидеров называть власть в Узбекистане «диктаторской», говорить об ее узурпации, постоянно намекая на возможность скорого социального взрыва. Возможно, этим объясняются самые низкие места, которые РУ постоянно занимает во всевозможных рейтингах, публикуемых американскими и британскими изданиями.

4.Выгодное географическое положе­ние Узбекистана. Ведь не случайно через территорию современного Узбекистана несколько столетий подряд проходил Великий шелковый путь, еще в древности соединивший Восток и Запад. И сейчас Узбекистан одинаково интересен и России, и Китаю, и США, не говоря уже о Турции, Индии или Южной Корее.

5. Богатые минерально-сырьевые ре­сурсы. Этого в Узбекистане имеется в избытке. На долю республики приходится 74% запасов газового конденсата Центральной Азии, 30% — нефти, 40% — природного газа, 55% — угля:

— добыча природного газа в настоящее время составляет 58 млрд. куб. м ежегодно, это при разведанных запасах более 2 триллионов куб.м.

— производство нефти составляет около 8 млн. тонн в год.

— степень выработанности разведанных запасов нефти и газа составляет 30-32%.

— разведанные запасы угля составляют свыше 2 млрд. тонн.

— в республике действуют свыше 530 нефтегазопромыслов, рудников, созданы мощные промышленные комплексы. В Узбекистане работают три нефтеперерабатывающих (Ферганский, Алтыарыкский, Бухарский) и два газоперерабатывающих (Шуртанский и Мубарекский) завода.

— газотранспортная система Узбекистана включает 9 магистральных газопроводов общей протяженностью 12 тыс. км с выходом в систему газопроводов стран СНГ.

— по запасам золота Узбекистан занимает 4 место в мире, по уровню его добычи — 9; по запасам меди – 11 место, урана — 8 место.

— всего в республике на сегодняшний день выявлено свыше 2900 месторождений полезных ископаемых, включающих более 100 видов минерального сырья.

6. Потенциал развития агропромышленного сектора. В этой сфере также проводятся реформы, которые, впрочем, оцениваются по-разному.

— Начиная с 1998 года в Узбекистане допускается долгосрочная аренда земли с правом наследования и ипотеки.

— Свыше 1 млн. гектаров земли (27% всей культивируемой почвы) было выделено для фермерской деятельности.

— В Узбекистане ежегодно заготавливается порядка 3,5 млн. тонн хлопка-сырца, из которого вырабатывается 1,3-1,5 млн. тонн хлопкового волокна. Это самый высокий в мире показатель.

— В стане ежегодно производится 1 млн. 400 тысяч тонн продукции садоводства и виноградарства, порядка 3,5 млн. тонн овощных, бахчевых культур и картофеля. Некоторые эксперты говорят о реальной возможности для Узбекистана выращивать свыше 10 млн. тонн плодоовощной продукции в год.

В то же время отмечается зависимость аргопромышленного комплекса РУ от производства хлопка, негативное влияние на экологию региона и постоянная нехватка воды для орошения полей.

7. Квалифицированные трудовые кадры. Это очень существенная проблема, поскольку за последние двадцать лет отмечался постоянный отток населения из республики. Сначала это были представители некоренного населения, среди которых был чрезвычайно велик процент именно высококвалифицированных специалистов. Потом началась трудовая миграция уже самих узбеков за рубеж, которая уже достигла порядка 3-4 млн. человек. Среди последних также слишком много квалифицированных кадров. А уровень высшего образования в республике, как и во всем СНГ, к сожалению, оставляет желать лучшего.

8. Емкость рынка сбыта. С одной стороны, Узбекистан – не только самая населенная, но и самая густонаселенная страна в Средней Азии. В ней есть большие города и самая разветвленная в регионе транспортная система. Но в то же время, уровень жизни людей продолжает оставаться низким, данные о настоящих размерах инфляции, и, соответственно, о покупательной способности населения, тщательно скрываются, что не может не отпугивать потенциального инвестора.

Каким путем шел Узбекистан в деле реформирования частного инвестиционного климата?

На сегодняшний момент это очень важно, поскольку разные постсоветские республики входили в рыночную экономику немного разными способами. Прежде всего, тут надо говорить о процессе приватизации и о том, как он протекал:

· законы «О собственности» и «О разгосударствлении и приватизации» были приняты еще в 1991 году и стали одними из первых законов независимой республики. Всего с 1991по 2003 г.г. было принято около 200 нормативно-правовых документов прямо или косвенно регулирующих процессы разгосударствления, приватизации и развитие частного предпринимательства.

· приватизация в Узбекистане осуществлялась двумя путями: преобразование государственного предприятия в хозяйственное общество или товарищество или продажа государственного имущества негосударственным юридическим и физическим лицам по конкурсу и на аукционе. Государство сохранило за собой долю большую, чем 25% (а не 50%) только в отраслях, определяющих экономическую независимость республики. Не подлежали приватизации объекты социальной инфраструктуры.

Процесс приватизации в Узбекистане имел и свои существенные отличия:

— в республике отказались от ваучеризации, сделав, таким образом, приватизацию небесплатной. Госпредприятия только продавались новому собственнику. Возможно, поэтому их было приватизировано не так много, как, например, в России;

— члены трудовых коллективов получили возможность выкупа акций своих предприятий на льготных условиях, а также возможность бесплатно пользоваться объектами социальной инфраструктуры;

— приватизация жилья была бесплатной только для работников непроизводственной сферы;

— фонды с износом более 70% передавались новому собственнику бесплатно;

— для сотрудников предприятий вводились льготы в приобретении акций;

— после начала приватизации были почти полностью ликвидированы отраслевые министерства (как советский вариант управленческой структуры) и на их базе созданы рыночные структуры — концерны, ассоциации, корпорации и др., учредителями которых стали государство и соответствующие предприятия;

— были осуществлены меры по децентрализации управления предприятиями;

— средства, полученные от приватизации направлялись не в бюджет, а в специальный внебюджетный фонд, из которого планировалось поддерживать отечественное предпринимательство и на цели реформирования экономики. Это единственный прецедент во всем СНГ. Более половины средств, полученных от продажи акций предприятий отдельных отраслей промышленности передаются в распоряжение этих же отраслей. Разгосударствление активов в Узбекистане осуществлялось поэтапно, без ненужного форсирования.

Если внимательно проанализировать все вышеназванные обстоятельства, то становиться понятно, что официальный Ташкент в своей политике приватизации сочетал элементы социальной и либеральной политики. Последних, пожалуй, было даже больше. Поэтому можем говорить о том, что в этом вопросе Узбекистану удалось отойти от советской модели экономики, хотя государственное участие оставалось на довольно высоком уровне.

Что за предприятия выставляются на торги в Узбекистане?

Стратегические предприятия в последние время рассматриваются как некая надежная «подушка безопасности», которая спасет в случае кризиса. Так в Белоруссии было объявлено о новом витке продажи госсобственности, в России уже год как говорят о второй волне приватизации, и Узбекистан не остался в стороне.

Там тоже недавно объявили о приватизации 500 предприятий страны. Так согласно заявлению правительства РУ в течение 2012-2013гг. планируется продать 497 государственных активов. Речь идет о предприятиях отраслей нефти и газа, энергетики, металлургии, сельского хозяйства, легкой промышленности, электротехники и фармацевтики. Этот новый список пополнил и без того гигантский перечень (около тысячи) предприятий, который вывешен на сайте Госкомимущества. Причем большинство объектов выставляется на аукцион по довольно бросовой стартовой цене, но желающих их купить почему-то не находится. В настоящее время Госкомимущество заключило только 133 договора, что позволяет привлечь в экономику инвестиции в размере 299 млн. долларов и 86,2 млрд. сумов (это что-то порядка 1,4 млрд. рублей).

Каковы прямые иностранные инвестиции в экономику Узбекистана?

За последние пять лет самыми крупными иностранными инвесторами в экономику Узбекистана были — Россия, КНР, Великобритания, Турция, США, Южная Корея, Германия, Гонконг, Испания, Израиль, Франция, Белоруссия, Грузия, Греция.

Однако общий уровень инвестиций оставался сравнительно небольшим, их объем исчислялся лишь несколькими сотнями миллионов долларов, а количество договоров колебалось в районе 300-350. Недавно Государственный статистический комитет Узбекистана объявил о продолжении сокращения прямых иностранных инвестиций в страну.

Согласно отчету, объем иностранных инвестиций в первом квартале 2012 года сократился более чем на 50% и достиг 216 млн. долларов. Для сравнения: в аналогичный период 2011 года уровень инвестиций составил 481 млн. долларов. Хотя спад наблюдался и в 2011г., но тогда он составлял 22%.

Почему инвестиции уходят из Узбекистана?

В апреле 2012 года правительство РУ объявило, что стремится привлечь инвесторов новыми налоговыми льготами, ограничениями на вмешательство государства в деятельность иностранных компаний и так далее. Но эти меры не произвели должного эффекта. Капитал продолжал убегать из страны и это не смотря на то, что «на бумаге» инвестиционный климат в Узбекистане кажется практически идеальным.

Эксперты выдвигают довольно много версий, чтобы объяснить этот феномен, отметил Евгений Ольховский:

1. Международный валютный фонд в конце марта призвал Узбекистан к дальнейшему развитию частного сектора и поощрению экономической диверсификации. И это не смотря на победные реляции официального Ташкента о том, что экономика страны не является сырьевой, а в частном секторе задействовано более 75% трудоспособного населения.

2. У иностранцев есть серьезные претензии к прозрачности официальной узбекской статистики, которая вводит потенциального инвестора в серьезные заблуждения. Это касается и общего положения дел в экономики и таких отдельных, но важных, вопросов, как, например, реальный уровень инфляции.

3. Правительство все еще продолжает контролировать цены на продовольственные товары, что приводит к существованию обширного черного рынка.

4. Особенности национальной финансовой системы, в частности сложность межбанковских переводов, также вызывает немалую тревогу у инвесторов. Прибыль из Узбекистана вывезти можно только узбекскими суммами, настоящую стоимость которых на каждый конкретный момент не всегда удается точно определить.

5. Отсутствие конвертации и возможности произвести оплату в иностранной валюте для закупки необходимых для производства сырья и материалов.

6. Сложности на таможне, связанные с произволом служащих, а также с многочисленными указаниями «сверху», призванными регулировать поток товаров через границу РУ.

7. Прямое и непосредственное вмешательство властей в вопросы хозяйственной деятельности и бизнеса:

— указания о перечислении денежных средств определенным организациям или благотворительным фондам;

— указания о выполнении обязанностей по сбору вторичного сырья;

— указания о предоставлении персонала для определенных работ, чаще всего сельскохозяйственных;

— даже указания о необходимости вести определенную убыточную деятельность, тоже касается сельского хозяйства.

8. Очень высокий уровень коррупции.

9. Часты случаи прямого давления на бизнесменов, в том числе иностранных, запугивания их. Случаются и рейдерские акции. Так только за последнее время в республике очень негостеприимно обошлись с турецкими (торговые сети «Демир» и «Туркуаз»), с американским (у них были отобраны золотодобывающие предприятия), с казахстанскими и российскими (отобраны «Бекабадцемент» и молочный завод, выкупленный ««Вимм-Билль-Данном»), немецкими (предприятие «Вкусный хлеб»), британскими (горнодобывающая компания «Oxus Gold»), индийскими (компания «Spentex Toshkent Toytepa») и некоторыми другими инвесторами. Все они, разумеется, были вынуждены покинуть солнечный Узбекистан и вряд ли их рассказы будут способствовать улучшению инвестиционного климата этой среднеазиатской республики.

Редколлегия журнала «Биржевой Лидер» совместно с экспертами Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V проводит опрос на форуме инвесторов: как вы считаете улучшится ли инвестиционный климат в Узбекистане на фоне кризиса в мире?

— да, сейчас инвесторы особо рассматривают возможность инвестиций в старны «третьего мира»;

— нет, Узбекистан закрытая страна и не представляет интереса для инвесторов;

— только со временем и сменой политической составляющей.

http://www.profi-forex.org/news/entry1008125067.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *