Для того чтобы провести параллель между творчеством Леонида Утёсова и «Ариэля», не рискну начать очередной выпуск с вопроса – всем, кто знает, о чём идёт речь, известен уникальный эксперимент с «Песней старого извозчика». Хотя одной только «Старой пластинкой» дело не ограничивается – в качестве дополнительного примера можно привести «Днём и ночью»,-отмечает ведущий рубрики Петропавловск kz.
Но и это не всё. Созданное в 1932 году синтетическое представление «Музыкальный магазин» стало квинтэссенцией традиций «Теа-джаза», пользовалось огромным успехом, и сам Леонид Осипович впоследствии называл этот спектакль лучшим из того, что он сделал. Действо основывалось на ряде комических эпизодов, в которых и руководителю, и его музыкантам отводилось по нескольку ролей. По совету друзей на один из концертов специально отправился режиссёр Григорий Александров, и блестящая совместная работа Утёсова и Арнольдова послужила основой для другой знаменитой работы – фильма «Весёлые ребята».
Наше сообщество в Вконтакте. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!
За сорок с лишним лет, даже учитывая дефицит, ассортимент отечественного музыкального магазина несколько расширился, «электрификация всей страны» плавно (или всё-таки скорее стихийно) перешла в «электрогитаризацию». И у «Ариэля», восторженно встреченного самим Утёсовым, появился номер «Открытие музыкального магазина», также основанный на шутке, эксцентрике, пародии. Композиция ярко демонстрировала и актёрские и, конечно, музыкальные таланты легендарных челябинцев – чего стоила одна только игра Бориса Каплуна на ударных, как бы соревнующаяся в мелодическом плане с другими инструментами. Конечно, следует ещё раз отдать должное уникальному, не просто композиторскому, но ещё и режиссёрскому мышлению Валерия Ярушина, о чём красноречиво свидетельствует следующий факт – во время сдачи программ к Олимпиаде-80 замечаний не было только к «Ариэлю».
Однако вернёмся в музыкальный магазин. Вспоминает наш читатель, давний ценитель и знаток творчества ансамбля Олег Зырянов (Санкт-Петербург):
Вообще обычный зритель может путать две музыкальные вещи «Ариэля» — это «Открытие музыкального магазина» и «Концерт для тромбона с оркестром». И там и там одна инструментальная музыка, и там и там юмор в ней. Но насколько помню я – «Открытие магазина» начиналось со стука в дверь кулаками, вваливалась толпа, каждый ходил, тыкал и бренчал на инструментах, пока не разбирались свои. Валерий Ярушин подавал реплику: «Кто выпишет мне микрофонные стойки?» Сергей Шариков начинал играть якобы как неумека «Вологду» «Песняров», Ярушин с Геппом морщились и начинали «Танец маленьких лебедей». Две вещи эти удивительно совпадали и переплетались. Так эта пьеса с двумя лейтмотивами проходила в разном звучании. Народ после серьезных вещей здесь отдыхал. А в «Тромбоне», кстати, был очаровательный момент, когда Льву Гурову все надоедало, и он прямо на сцене разворачивал свой завтрак — хлеб, соль, яйца и начинал жевать. Актерский талант у него всё-таки был что надо!
Вышеперечисленный список был бы неполным без упоминания песни «Марыся» (с которой, пожалуй, и началась театрализация программ «Ариэля»), а также сценки «Кинооператор», где Валерий Ярушин садился за рояль, а конферансье Александр Фриш изображал оператора…со стулом в руках.
Если же в свою очередь провести параллель между «Музыкальной паузой» и «Виниловым клубом», то коллекционеры, безусловно, вспомнят винил фирмы «Мелодия» 1983 года под тем же названием «Музыкальный магазин», посвящённый памяти Леонида Осиповича Утёсова…
Редакция выражает благодарность Павлу Павлову (Челябинск) за помощь и участие.
Фото с сайта jewishnews.com.ua