29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Кассовый маразм: километровые очереди

Уже не раз на страницах нашей газеты поднимался вопрос о переводе уличных торговцев на «патентный» и «кассовый» режимы. И, каждый раз у проблемы находится новая грань. Теперь, чтобы отремонтировать свой забарахливший аппарат, предпринимателям необходимо, как минимум два раза отстоять полутора-, а то и двухчасовую очередь в налоговом Департаменте!

Возвращение совдеповских очередей

В редакцию «Газеты нашего города» вновь обратились обеспокоенные предприниматели, которые по воле налоговых органов оформили все необходимые документы, стали полноправными ИП и доблестными налогоплательщиками. Только вот неприятности по-прежнему не отстают от них ни на шаг. Посаженные на морозе аккумуляторы контрольно-кассовых машин, стали давать постоянные сбои в работе. То садятся быстро, то чеки выдавать отказываются. По словам обратившейся к нам Валентины Т., работать с кассовым аппаратом она начала ещё с апреля 2012 года. В тёплое время года она и бед никаких не знала. Заряженной батареи «кассового» хватало на две недели. А сейчас, даже когда морозы отступили, один день – и то кое-как выдерживает! По мнению предпринимательницы, произошло это с её совершенно новой машиной из-за холода, который ей пришлось пережить этой зимой:
— Отбиваю чек, а он может на середине застрять и всё… Ни туда и ни сюда, — жалуется женщина. – Как работать? Вот и приходится регулярно здесь бывать. Потому что перед тем, как отдать кассовый в ремонт, необходимо выстоять огромную очередь для снятия пломб. После ремонта, который длится три дня, необходимо вновь прийти сюда же, чтобы опломбировать. Конечно, нужно вновь простоять больше часа, без очереди ведь никто не пустит. По данным вопросам в налоговой работает только два окна – четвёртое и пятое, причём периодически одно из них приостанавливает свою работу, и не на минуту-две, а гораздо больше! И фактически прием предпринимателей по вопросам ККМ зачастую ведется всего в одном окне.
Наши корреспонденты решили отправиться в налоговый Департамент СКО и посмотреть на всё происходящее своими собственными глазами. Поднявшись на второй этаж данного учреждения, мы первым делом оценивающим взглядом окинули весь зал. Народ не толпился, не суетился, не ругался, обстановка в целом была спокойная. Посетителей обслуживали, по крайней мере 20 окон. Ждать своей очереди всем присутствующим предлагалось, расположившись на установленных в центре операционного зала скамьях-стульях. Электронный оператор называл номер билета и окошко, в которое следовало обратиться. Надо отметить, что многие окна, например №20 и №15, работали просто на «ура!». Горожане не успевали сменять друг друга, так быстро двигалась очередь. Чего, к сожалению, нельзя было сказать о нужных нам окошках № 4 и № 5, которые и занимаются контрольно-кассовыми машинами.
Весь ряд стульев, расположенных в аккурат напротив данных окон, был занят предпринимателями, желающими обратиться именно в эти два операционных отдела. Плюс рядом стояли те, кому не хватило посадочных мест. Большинство из них пришли сюда в связи с проблемами с кассовыми аппаратами. У кого-то просто закончилась кассовая книга, у кого-то потерялся регистрационный номер к контрольной машине… Все стояли к этим окошкам, причём очень долго. Опытный продавец и индивидуальный предприниматель Лидия Ш. принесла свой кассовый в ремонт. Наши корреспонденты разговорились с ней. Женщина пояснила, что даже на «брусчатке» аппараты хорошо подпортились и часто стали давать сбои:
— Сижу вот уже один час и десять минут. Мой квиток под номером 968, а сейчас только 931. Представляете, сколько мне ещё тут находиться! Обслуживают очень медленно!

Испытано на себе

Мы решили попробовать отстоять очередь. Получили квиток номер шесть, выбитый от пятого февраля в 11 часов 20 минут. Причём, в самом низу «билетика» располагалась обнадёживающая надпись: «Перед Вами шесть человек».
Наши корреспонденты вновь вернулись на ранее занимаемый пост, рядом с уже знакомой нам предпринимательницей. Позиция в очереди, по крайней мере для нас была заоблачной. Обслуживался номер 932, то есть нам предстояло переждать, пока обслужатся, как минимум по 30 с лишним человек около каждого окна. Только потом очередь дойдёт до нас. Перспектива была не утешающая, если учесть тот факт, что окно № 5 периодически не работало. Молодой человек, обслуживающий клиентов в этом отделе, постоянно куда-то исчезал. Очередь двигалась черепашьими темпами. В первом часу дня, устав стоять в душном помещении, мы, окончательно потеряли надежду попасть на приём до обеденного перерыва и ушли из налоговой на все четыре стороны. Хотелось бы отметить, что на тот момент проводилась работа с клиентом, чей билет был под номером 948. То есть до нас ещё было как минимум 58 человек!
И что же получается? Хочешь работать – оформляй патент или «упрощёнку». Патент – удобно и бегать часто никуда не надо, и кассовый не нужен. Только вот наёмных рабочих иметь тоже нельзя. По принципу – хочешь работать, вот сам и работай! Не нравится, тогда оформляй ИП, и, покупай кассовый аппарат. Как говорится, для прозрачности. А потом майся с ним, как с ребёнком малым. Замёрз – лечить надо, а чтобы к «врачу» попасть, очередь надо пережить километровую. Всё точно как с детьми получается. Потом «ребёночка» полечат и вновь «маме» отдадут. А вот мамам ой как некогда выстаивать очереди такие, тем более, что государство-то вроде как на пользу своей казне всю эту кашу с уличными торговцами затеяло. Для себя ведь, любимого, должно стараться, чтобы люди приходили с удовольствием, долго не засиживались, деньги шли зарабатывать. Ан, нет, всё у нас, почему-то с точностью да наоборот!
И нас тут осенило, а вдруг, уже думают над этим вопросом на верхах. И обратились за пояснением к начальнику отдела администрирования непроизводственных платежей физических лиц налогового Департамента Северо-казахстанской области Наилю АШРАПОВУ. Он пояснил, что в департаменте не планируется увеличение числа окон, обслуживающих данную подгруппу налогоплательщиков:
— Мы — государственное предприятие, поэтому, сколько положено окон, столько и работает в данном направлении. Мы же не можем набирать людей со стороны. Одна наша сотрудница беременная, поэтому часто отлучается в поликлинику для прохождения процедур. А вообще, для обслуживания кассовых машин работает одно окно и по индивидуальным предпринимателям тоже одно окно. В январе был большой наплыв, в связи с тем, что очень много людей оформляло индивидуальное предпринимательство. Сейчас такого ажиотажа и столпотворения уже нет.
Получается, что с проблемами предпринимателей по-прежнему никто не собирается бороться. Хотя обещания сыпались со всех сторон: что будут созданы все условия для упрощения работы в новом для них режиме, на рынках начнут работать пункты по обслуживанию и ремонту кассовых аппаратов… А на деле всё остаётся на прежнем месте. Даже дополнительного человека в одно из пустующих окон в налоговой поставить не могут, потому что нельзя, самоуправство!

Ольга ВАЙТОВИЧ

Вопрос-ответ

По просьбе предпринимателей публикуем ответы специалиста отдела по работе с налогоплательщиками налогового управления о том, как действовать на случай возникновения внештатных ситуаций при использовании контрольно-кассовых машин.
— Что должен делать индивидуальный предприниматель, если он хочет аннулировать введенную сумму в контрольно-кассовую машину?
— Операции аннулирования ошибочно введённой суммы или возврат наличных денег за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги производятся в соответствии с техническими требованиями изготовителя модели контрольно-кассовой машины при наличии оригинала контрольного чека и произведенной записи в книге учета наличных денег.
Показания отчета о текущем состоянии кассы должны соответствовать сумме наличных денег в кассе на момент снятия отчета с учётом сумм приема и выдачи наличных денег, не связанных с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, отраженных в книге учета наличных денег.
— Какие действия должен предпринять индивидуальный предприниматель, если контрольно-кассовая машина вышла из строя?
— В случае технической неисправности контрольно-кассовой машины, устранение которой невозможно без нарушения целостности пломбы налогового органа, налогоплательщик в течение трех рабочих дней с момента возникновения неисправности должен подать заявление в налоговый орган, в котором контрольно-кассовая машина была поставлена на учет. В заявлении нужно указать номер и дату выдачи регистрационной карточки контрольно-кассовой машины, а также суммарные показания счётчика на начало дня, в который произошла неисправность. Кроме этого, заявители должны предоставить заключение центра технического обслуживания с обоснованным указанием сроков проведения ремонта и причины неисправности.
При этом индивидуальные предприниматели должны помнить, что сменные отчёты, книги учёта наличных денег и товарных чеков, а также чеки аннулирования, возврата и контрольные чеки, по которым проведены операции аннулирования и возврата, должны храниться налогоплательщиком в течение пяти лет с даты их печати или полного заполнения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *