29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Как встречали Новый год в дореволюционном Петропавловске

В степных краях Казахстана традиционно праздновали не Новый год, а Рождество сначала переселенцы из России и Украины. До введения нового календаря эти две даты совпадали. Сочельник справляли скромно, зато на следующий день разговлялись, и начиналось веселье – Святки — колядки. Степняки удивлялись чужим праздникам, но относились к ним терпимо.


Когда в середине ХIХ века распространилась мода устраивать для детей новогоднюю елку, в казахстанских городах появились рождественские базары. В северных казахстанских городах и в станице Верной, где елки росли почти рядом, елочные базары были небольшие. Зачем покупать, если можно  послать в лес или в горы дворника или самому главе семейства срубить там пушистую красавицу. Елки ставили почти в каждом доме, в училищах и в гимназиях. Но самые красивые и большие ели устанавливались в городских и купеческих собраниях, где местные чиновники и зажиточная часть населения устраивала рождественские балы. Например, в городе Верном было три собрания: общественное, коммерческое и военное.

Общественное собрание в начале XX века находилось на улице Пушкина, сейчас там Театр кукол. Военное собрание с 1908 года располагалось в здании, где теперь находится Музей казахских национальных музыкальных инструментов. Оно было создано для развлечения офицеров города. Соответственно, там же и рождественская елка проводилась для детишек офицеров, казаков и солдат. А коммерческое собрание располагалось на углу улиц Капальской (сейчас им. Кунаева) и Губернаторской (ныне Казыбек би), где отдыхали купцы, коммерсанты и прочий деловой и финансовый бомонд. Там в 1913 году появилось новшество – елка с электрическими гирляндами. В буфете можно было опрокинуть пару чарок шустовского коньяка и закусить блинами с черной гурьевской икрой.

Сохранилось «расписание коммерческого собрания за 1913 год: «25 декабря. Взаимное поздравление с праздником (12.00–14.00). 26 декабря. Спектакль «Обездоленный». 27 декабря. Костюмированный маскарад с живыми картинами. 28 декабря. Спектакль труппы «Нарывы жизни». 29 декабря. Премированный маскарад. 30 декабря. Детский праздник – электронная елка с подарками с 6 до 10 вечера, по окончании – семейный вечер, танцы для взрослых. 31 декабря. Танцевальный вечер, кабаре, дивертисмент и встреча Нового года. 1 января. Елка чинов переселенческого управления. 2 января. Спектакль «Женский парламент» (водевиль). 3 января. Премированный маскарад по особой программе. 4 января. Спектакль труппы «Жидовка». 6 января. Вечер по особой программе».

Словом, это были настоящие рождественские каникулы, как и сейчас.
Купцы, в том числе и петропавловские, особенно торгующие винами и разными сластями, не упускали возможность извлечь пользу из новомодного увлечения. В мирное дореволюционное время рождественские столы ломились от мясных блюд, которыми разговлялись после длинного поста: окорока, жареные гуси, разные холодцы, фрукты и соленья – все это готовилось дома или привозилось из крупных городов, где уже были свои мясокомбинаты. Кроме того, у любой домохозяйки был десяток собственных рецептов приготовления пельменей – с мясом, капустой и грибами. Пили тогда в основном водку местных винокуренных заводов. В Верном – «Пугасовку» и «Кузнецовку». Торговые дома специально завозили к Рождеству элитные вина: каберне, шабли, крымское шампанское.

В кондитерских можно было купить красивые коробочки для подарков — бонбоньерки или корзиночки, а также картонажные коробки для елок.
Местные фотосалоны заранее печатали и продавали рождественские открытки с готовыми поздравлениями или с отставленными для них просветами, где можно было написать собственноручное пожелание счастья в новом году или веселого Рождества.

Правда, ни Деда Мороза, ни Снегурочки тогда не было. Он появился лишь в 1910 году и первоначально был отрицательным персонажем – злобным, сварливым стариком, хозяином трескучих морозов и вечного льда. И имя у него было соответствующее – Дед Корочун. А его прелестная внучка – дитя оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» и драматурга Островского, тоже появилась позже.  И до сих пор в католических странах их Санта Клаус гуляет в одиночестве.

Недолго сияли елки в казахстанских городах. Впрочем, как и во всей Российской империи. В 1914 году началась война с Германией, стало вообще не до праздников, а в 1916 году елки запретил Святейший синод как вражескую немецкую затею, хотя в запрете на красочную забаву обвиняют обычно большевиков. Не до развлечений было в и в последующие годы. Гражданская война, послевоенная разруха, антирелигиозная пропаганда как-то не способствовали возрождению елочной традиции. Лишь в 1935 году по предложению всесоюзного старосты Михаила Калинина в Харькове был организован детский новогодний утренник c елкой и Дедом Морозом. Позднее он обзавелся Снегурочкой, зайчиками, мишками и снеговиками. Так Дед Мороз и Снегурочка стали символами праздника Нового года в СССР.

 

В советскую эпоху праздник во многом напоминал дореволюционный, но он перестал быть домашним, хотя оставался детским, радостным, веселым. Новогодние елки чаще проводились в детсадах, школах, клубах, театрах. Постепенно к нему присоединились взрослые. Новый год стали отмечать в трудовых коллективах, награждать передовиков, дарить им подарки.

Кстати, о подарках. В 1942 году в Алматы была эвакуирована из Харькова кондитерская фабрика, ныне фирма «Рахат». Технологи старались к каждому новогоднему празднику придумать нечто новое. Так появились чудесные новогодние коробки конфет с сюрпризами. Например, упаковки- кубики, в каждом из которых находились разные сорта карамели, леденцов или драже.

 

Ребенок мог так расположить кубики, что его изумленному взгляду открывалась цельная картина великих строек социализма, виды златоглавой Москвы или сюжеты на национально-патриотическую тему. Был такой шоколадный набор «Весна в Советском Казахстане»: акын Джамбул в яблоневом саду в окружении пионеров играет на домбре. В коробку с набором конфет прилагался вкладыш с песней Джамбула, словами и нотами, прославляющими Сталина. Такие подарочные наборы были очень дорогие, не каждый мог купить этот подарок своим детишкам. Но даже во время войны в новогодний паек для детей входило сто граммов наркомовских подушечек с начинкой из яблочно-сливового повидла. Обычно такие пакетики к Новому году выдавали родителям на работе. Готовили подарки детям сотрудников члены профкомов рабочих коллективов. И эта традиция долго сохранялась и в мирное время.


Каждый клуб, Дворец пионеров, стадион, театр готовил к новогодним традициям свою программу развлечений. В старых фильмах, таких, как «Карнавальная ночь», «Покровские ворота», да и многих других, можно увидеть, как праздновали советские люди этот замечательный праздник –Новый год.

 

Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *