29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Дорожные «войны»

Проверено на собственной шкуре: ремонт дорог не такое уж и простое занятие, как это может показаться со стороны. Во-первых, оно требует огромнейших материальных вложений; во-вторых, большого количества времени; в-третьих, хороших погодных условий… Факторы можно перечислять до бесконечности, но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наши корреспонденты стали очевидцами состояния дорог КТ-29 и КТ-66 Есильского и Атыраусского районов соответственно. Не всё так плохо, как говорят в народе – работы ведутся, трасса хотя и медленными темпами, но преображается. Хотя объём выполненных по отношению к запланированным работам ещё слишком мал для того, чтобы говорить о совершенстве. Но начало уже положено и это не может не радовать.

Конечно, ведь даже текущий – ямочный ремонт на многих участках данных автодорог не производился уже на протяжении нескольких десятилетий со времён их основания. Не говоря уже о капитальном и среднем. Поэтому то, что за данные автодороги взялись хотя бы сейчас, безусловно, является огромным плюсом.
Около 350 километров в обе стороны по дорогам нашей области в минувший понедельник проехали представители местных СМИ в рамках организованного для них пресс-тура. «Акулам пера и микрофона» выпала возможность собственными глазами увидеть состояние некоторых дорог областного и районного значения. Причём, далеко не все из них находятся в плачевном состоянии. На многих ведутся ремонтные работы, правда, пока до целостной картинки идеального покрытия нам ещё далеко. Но перспектива добраться из Петропавловска до Челкара за полтора часа всё же остаётся.
Первым пунктом остановки для участников пресс-тура был выбран участок автодороги областного значения КТ-29 «Покровка-Корнеевка-Горное» в Есильском районе. Ремонтные работы здесь практически завершены. Производился средний ремонт дорожного покрытия: было обновлено дорожное полотно протяженностью пять километров. Ремонт этого участка обошёлся в более чем 42 миллиона тенге. На данные работы были затрачены средства областного бюджета.
Но, к сожалению, так называемый средний ремонт был осуществлён всего на пяти километрах КТ-29. Далее простилается участок дороги, где реконструкция выполнена «маршрутным» способом, то есть выборочно. Часть в заплатках – ямочный ремонт, есть и куски капитального ремонта. Так, например, небольшой участок дороги, протяжённостью в несколько десятков метров, отремонтирован капитально. Это была вынужденная мера, говорят подрядчики, так как раньше этот «кусок» полотна, постоянно вымокал из-за озёр, расположенных по обе стороны от дороги, и быстро приходил в негодность. Водителям приходилось объезжать его по обочине. Также на объезд многочисленных ям и ухабов требовалось тратить огромное количество времени. С производством ремонтных работ ситуация гораздо улучшилась. Разницу, испытанную на собственном опыте, подтверждают водители, которые ездят по этой дороге ежедневно.
Так, например Ердаулет Ибадуллаулы пересекает данный участок трассы практически ежедневно. Живёт он в Явленке, а работает в Корнеевке:
— Раньше дорога была разбитая так, что невозможно было ездить. Сейчас, конечно, стало намного лучше.
Об этом говорит и время, которое Ердаулет тратил на дорогу. Если до ремонта на путь уходило примерно полтора часа, то сейчас водитель спокойно добирается до места назначения всего за 40 минут.
А вот Вячеслав Санот ездит по этой трассе уже на протяжении нескольких лет. Каждый божий день, кроме воскресенья. Он – водитель маршрутного такси из Петропавловска до Корнеевки. Говорит, что с ремонтом жизнь водителя, колесящего круги по установленному маршруту, стала намного легче:
— Раньше на работу не хотелось идти из-за дороги, бесконечных ям, которые нужно было объезжать, тратя огромное количество времени и сил. Сейчас время «круга» сократилось, а значит, за день можно сделать больше рейсов и заработать больше денег.
Но, как признаётся водитель, не в одних деньгах счастье. До пенсии ему остался всего один год, поэтому и здоровье уже оставляет желать лучшего, также, как и зрение, которое раньше нужно было постоянно напрягать. Сейчас же путь от города до Корнеевки приносит минимум ущерба, как для автомобиля, так и для водителя, потому что дорога преобразилась до неузнаваемости.

Объясняли на пальцах

Итак, в минувший понедельник в рамках пресс-тура, организованного пресс-службой акима области совместно с Управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог СКО, корреспонденты «Пkz» воочию проследили ход работ по ремонту автодорог КТ-29 «Покровка — Корнеевка — Горное» Есильского района и КТ-66 «Антоновка — Лавровка — Горное» Айыртауского района. За весьма длительное путешествие представители средств массовой информации нашего города смогли не только наглядно, но и физически (дороги, требующие ремонта, не давали скучать журналистам. Для того, чтобы подлетая на ямах, не удариться головой об крышу салона или не вылететь в лобовое стекло, нужно было ОООчень крепко держаться, — прим. авт.) прочувствовать все прелести местных автодорог. Причём такой опыт внедрения «акул пера» в саму обстановку ремонта, и на территорию, нуждающуюся в нём, оказался весьма показательным: все представители прессы уяснили для себя, какое дорожное полотно можно назвать плохим, а какое хорошим. А также научились различать виды и технологии ремонта автодорог, так как на участках, включённых в пресс-тур, были продемонстрированы результаты среднего, ямочного и капитального ремонтов.
Начальник Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог СКО Бейбут Исманов вместе с журналистами проехал этот длительный путь и на каждом остановочном пункте давал свои комментарии, либо просил подрядчиков, производящих работы, ответить на все интересующие прессу вопросы.
На следующем участке КТ-29 дорогу ремонтируют капитально. Работу здесь ведут специалисты подрядной организации ТОО «Петропавл жолдары». Поясним, что ремонт данного участка протяжённостью около 16 километров ведётся уже третий год подряд. В октябре этого года предстоит сдача объекта.
По словам директора ТОО «Петропавл жолдары» Марата Ташенова, эта компания имеет хороший опыт проведения дорожных работ:
— В Есильском районе мы выполняем три вида работ. Сейчас находимся на 41,7-49 километрах, здесь делаем капитальный ремонт. Объём вложений составляет 262 миллиона. На сегодня освоили 160 миллионов. Выполнено около 70% работ. От графика не отстаём, хотя погодные условия в этом году работы немного затянули. Думаю, проезжую часть откроем к 20 сентября. На этом участке работает около 30-40 человек, в зависимости от дня и объёма работ. Асфальтобетонная смесь и щебень завозится из Саумалколя.
На проведение капитальных ремонтных работ в следующем году в продолжение этого участка выделено 246 миллионов для восстановления асфальтобетонного полотна на 3,7 километрах.
В этом году на дороге КТ-29 заработает 4,3 км дороги с капитальным ремонтом.
Прелесть организованного пресс-тура состояла в том, что журналисты могли воочию проследить за всем процессом производимых работ «от и до». Поэтому большинство представителей СМИ, наверняка, готовы снять шляпу, перед специалистами и рабочими, которые целый день находятся в эпицентре ремонта. Условия не из лёгких и не для слабонервных и болезненных людей. Тем, кто боится неприятных запахов и жары, делать здесь нечего. При заливке крупнозернистого слоя используется температура + 180 градусов, а верхнего — + 200 и выше. А если ещё и на улице + 30 и работать нужно 8-9 часов подряд, то условия незавидные. Но рабочие, с которыми нам удалось поговорить, довольны своей работой и заработной платой, которая в среднем составляет 80 тысяч тенге.
Так, например машинист асфальтоукладчика Василий Гайдай очень доволен новой немецкой техникой, которая намного производительней и быстрей техники прошлого поколения:
— Машина немецкая, марки «Фогель». Очень компактная, современная и высокопроизводительная. На ней легко работать, управление осуществляется при помощи компьютера. Со мной вместе два человека работают, один смотрит за подачей, за профилями, другой меряет дорогу, толщину и ширину.
По словам машиниста «Фогеля» ТОО «Петропавл жолдары», новая техника увеличила скорость выполнения работ до трёх раз.

Проблемные участки

А вот в Айыртауском районе ведутся работы по реконструкции КТ-66 «Антоновка-Лавровка-Горное». Среднему ремонту подлежит 14,3 километра полотна. Первый слой поверхности дорожники уже уложили, осталось постелить шероховатое крупнозернистое покрытие, которое скрепит полотно. Также на этой трассе ведётся ремонт маршрутным способом, осталось «залатать» ещё около 40% ям. Дорожные работы на этом участке ведёт ТОО «Петропавловск – NORD» во главе с Артёмом Погасян:
— На данный момент сделан средний ремонт. Постелено полотно протяжённостью 14,3 км. Маршрутным способом запланировано отремонтировать 20 тысяч метров квадратных дорог, из них – 12 уже выполнены.
Несмотря на плохие погодные условия этим летом, компания «Петропавловск – NORD» отремонтировала практически за месяц более 14 км дорог. Правда, насколько качественно были произведены работы – покажет время. Сейчас же подрядчики дают гарантию на средний ремонт – три года, на капитальный – пять лет.
Отремонтированные 14 километров, конечно, капля в море, по сравнению с теми работами, которые ещё предстоит выполнить. Огромный участок дороги, которые мы преодолели, сжавшись в комок, чтобы куда-нибудь не улететь от трясучки, находится в ужасающем состоянии. Но, как нас заверили дорожники, со временем и он будет приведён в божеский вид.
На конечном пункте пресс-тура – близ села Карасёвка Айыртаусского района дорожники предоставили на обозрение журналистам стенд с подробной картой североказахстанских дорог. Руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог СКО Бейбут Исманов предоставил исчерпывающую информацию об объёме работ по ремонту североказахстанских дорог и выделенных средствах:
— Дороги проектировались в советское время. Сейчас нагрузка на них увеличилась во много раз, ездят тяжёлые машины. Почти 4,4 миллиарда тенге направлены на ремонт областных дорог и распределены следующим образом: 9,4 км реконструкции на автодороге КТ-68 «Лавровка-Келлеровка-Тайынша-Чкалово» в Тайыншинском районе. На капитальный ремонт 24,7 км и 2 водопропускных труб выделено более одного миллиарда тенге. В том числе: 3,2 км ремонт асфальтобетонного покрытия на автодороге КТ-33 «Пресновка-Архангелка-Троицкое» Жамбылского района, 4,3 км ремонт асфальтобетонного покрытия на автодороге КТ-29 «Покровка-Корнеевка-Горное» в Есильском районе, 1,5 км ремонт асфальтобетонного покрытия на автодороге КТ-22 «Становое-Новомихайловка-Минкесер» в Мамлютском районе. Ремонт водопропускной трубы на 4 км на автодороге КТ-22 «Становое-Новомихайловка-Минкесер» в Мамлютском районе. 3,3 км ремонт асфальтобетонного покрытия на автодороге КТ-50 «Борки-Ташкентка-Барневка-Долматово» в Кызылжарском районе. 2,4 км строительство дороги по объездной с асфальтобетонным покрытием на КТ-22 «Становое-Новомихайловка-Минкесер» — на 15-17 км в Мамлютском районе, выделено 115 млн. тенге и другие.
Для проведения текущего ремонта и содержания автомобильных дорог районного значения из республиканского бюджета выделено около 500 тыс. тенге.

Для справки

Сеть автомобильных дорог Северо-Казахстанской области составляет 8998 км. На сегодняшний день требуют значительного ремонта 5400 км или 70% автодорог местного значения. При этом капитального — 41% и среднего ремонта — 30%.
На автодорогах также находятся объекты, нуждающиеся в ремонтных работах. Так, например, 230 водопропускных труб с опасными дефектами и 12 мостовых сооружений, которые пребывают в аварийном состоянии.
На ремонт автомобильных дорог областного и районного значения в этом году выделена рекордная сумма – около 5,5 миллиардов тенге, что в 2,2 раза больше чем в 2011 году и в 1,8 раз больше чем в 2012 году.
В целом, поездка по дорогам областного и районного значения принесла положительные результаты. Она показала, что дороги у нас есть разные: одни гладкие и ровные, как взлётные полосы, вторые – убитые настолько, что ехать по ним можно разве что с закрытыми глазами, чтобы не видеть всего этого ужаса. Но тот факт, что работы по реконструкции ведутся и планируются вестись в дальнейшем, не может не радовать. Правда не утешает тот факт, что качественного дорожного покрытия у нас в разы меньше, чем «убитого».

Ольга ВАЙТОВИЧ,
фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *